Юридический консультант в недропользовании, <br/> недвижимости, энергетике

Юридический консультант в недропользовании,
недвижимости, энергетике

+7 (964) 799-56-65
+7 (916) 614-56-74


обратный звонок

Проблемы формирования общего газового рынка государств-членов Евразийского Экономического союза

Виноградова Светлана, директор компании Юрнедра

Январь 2017

Создание Евразийского экономического союза поставило перед странами-участниками важные задачи. Одно из ключевых направлений создания единого экономического пространства - это сотрудничество в энергетике. Создание свободного рынка газа невозможно без преодоления монополизации на внутренних рынках стран-экспортеров газа. Россия- крупнейший мировой производитель газа и основной участник ЕАЭС. И для нее свободный рынок - это серьезный вызов. Ведь главного шага в либерализации рынка газа - отмены газовой монополии еще не сделано.

В 2014 году был учрежден Евразийский экономический союз. Россия, Беларусь  и Казахстан стали участниками Союза,позднее к ним присоединились Армения и Киргизия . Согласно п. 2 ст. 1 Договора о Евразийском экономическом союзе Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

 Формирование рынков союза предполагает обеспечение свободного перемещения энергоресурсов по территориям государств — членов, создание конкурентной среды в сфере энергетики, обеспечение равного доступа к услугам естественных монополий в области транспортировки и транзита энергоносителей, совместное развитие инфраструктуры энергетических рынков и проведение согласованной тарифной политики.

 Создание свободного рынка газа невозможно без преодоления монополизации на внутренних рынках стран-экспортеров газа. В отношении газового рынка России с крупнейшим мировым производителем газа - это большой вызов. Ведь главного шага в либерализации отечественного рынка газа еще не сделано. Это является основным тормозом в развитии экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС и ставит под вопрос дальнейшее развитие союза.

  В настоящее время остаются внутренние законодательные барьеры доступа на рынок газа ЕАЭС такие как:

- монополия на  экспорт газа из РФ

- преимущественное право на покупку газа на внутреннем рынке в  Казахстане

- законодательная монополия на импорт газа в Беларусь, Армению и Киргизию

- законодательная монополия на оптовые поставки газа в Беларусь, Армению, Киргизию и Казахстан. 

В этой статье будут затронуты особенности государственного регулирования российского рынка газа.

Газовая отрасль России - одна из важнейших не только для нашей страны, но и для множества других государств. Запасы природного газа в России составляют около трети мировых запасов, а доля в мировой добыче природного газа составляет около 25%. На рынке ЕАЭС российский газ является доминирующим. Остальные страны-участницы, кроме Республики Казахстан, не имеют собственных ресурсов природного газа. 

В настоящее время российская газовая отрасль монополизирована. На балансе ПАО «Газпром» находится около 70% подтвержденных запасов газа. Газпром - собственник всех магистральных газовых сетей и всех подземных хранилищ газа на территории РФ и является единственным экспортером природного газа из России. Он занимает доминирующее положение в сферах распределения и сбыта природного газа, контролируя большинство газораспределительных организаций (ГРО), разрабатывает баланс российского газа, устанавливает лимиты отпуска природного газа российским потребителям, управляет режимами пропуска газа по магистральным газопроводам, перерабатывает практически весь объем нефтяного попутного газа (НПГ), выделяемого при добыче нефти в Западной Сибири.

В тоже время на внутреннем рынке усиливается роль независимых производителей газа. Нужно отметить, что доля рынка независимых производителей с 2011 по 2016 год выросла с 20 до почти 40%. Темпы роста добычи независимых производителей резко возросли с выходом на рынок «Роснефти». Фактически, Россия находится на переходном этапе от полностью монопольного рынка к либерализованному. Сейчас применительно к поставкам газа на внутренний рынок уже можно говорить о доминирующем положении Газпрома, а не о монополии.

Регулирование рынка газа

Российский газовый рынок разделен на регулируемый и нерегулируемый секторы. В настоящее время доминирует регулируемый сектор.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ» государственному регулированию на территории России подлежат:

а) оптовые цены на газ, за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах;

б) тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций;

в) тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям;

г) тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям;

д) размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками (при регулировании оптовых цен на газ).

Принципиальное решение о либерализации российского рынка газа принято. Осталось дождаться его реализации.  

31 декабря 2010 года Правительство РФ приняло Постановление № 1205 «О совершенствовании государственного регулирования цен на газ», которое предусматривает совершенствование механизмов ценообразования на газ, поставляемый «Газпромом». Постановление развивает подходы к ценообразованию на газ на основе принципа равной доходности поставок на внутренний и внешний рынки с применением рыночной формулы цены и установило переходный период с 2011 по 2014 гг. до окончательного введения принципа равной доходности.

Действие переходного периода впоследствии было продлено до 2017 года включительно. Следует отметить, что принцип равнодоходности не распространяется на поставки газа для населения: цены на газ для этой группы потребителей будут по-прежнему регулироваться государством на основе уровня инфляции.

Основными специальными нормативными актами, регулирующими рынок газа являются ФЗ «О газоснабжении в РФ» от 31.03.1999 №69-ФЗ , "О естественных монополиях"17.08.1995 N 147-ФЗ и  ФЗ «Об экспорте газа» от 18.07.06 №117-ФЗ.

Ценообразование на рынке газа

Газовая промышленность России снабжает газом население, промышленность, тепло- и электро- станции. А также экспорт. До 2010 газовые поставки на внутренний рынок были убыточными и экспорт покрывал убытки. Хотя по статистике, внутреннее потребление почти вдвое превышает экспорт. С 2014 г. экспорт российского газа падает.

В настоящее время предложение на газовом рынке страны существенно превышает спрос. Поскольку «Газпром» может продавать газ только по регулируемой государством цене, конкуренты вытесняют его с внутреннего рынка предоставляя скидки. В итоге монополии приходится сокращать добычу и ее мощности простаивают.

 Также в последние годы наблюдается достаточно интенсивный рост регулируемых оптовых цен на газ для группы «Газпром.

Так согласно российскому законодательству, в цене (тарифе) на газ должны учитываться все экономически обоснованные затраты на добычу, транспортировку, переработку, хранение, распределение и поставку газа, а также величины прибыли на базе рыночной доходности используемого капитала или прибыли, обеспечивающей создание источников, необходимых для финансирования поддержания и развития системы.

Вопросы государственного регулирования цен на газ изложены в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2000  №1021«О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории РФ» Так в соответствии с п.11 Постановления, цена на газ, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке, а также плата за технологическое присоединение устанавливаются государством исходя из:

а) возмещения газоснабжающим организациям, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа, а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа;

б) установления для газоснабжающих организаций, обоснованной нормы прибыли на капитал;

в) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;

г) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов;

д) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы;

е) развития внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межотраслевой (между замещающими видами топлива) конкуренции, а также применения метода сравнения уровня оптовой цены на газ с уровнем цен на газ на внешних рынках;

ж) возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Проблемы биржевой торговли газом

Одним из первых шагов на пути к либерализации внутреннего газового рынка России стал запуск газового индекса на Санкт- Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

В октябре 2014 г. на площадке Санкт-Петербургской международной товарно- сырьевой биржи (СПбМТСБ) была открыта биржевая торговля газом и создан первый российский газовый индекс. Его открытию предшествовало постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 323, в котором затрагивались вопросы регулирования цен на газ на внутреннем рынке, доступа к газотранспортной и газораспределительной системе «Газпрома» (ГТС), а также реализации торгов природным газом на сырьевой бирже.

Биржа должна способствовать решению двух долгосрочных задач внутреннего газового рынка. Во-первых, изменение регулируемых цен на рыночные (биржевые) в долгосрочных контрактах и достижение равнодоходности поставок в разные регионы, а также частичная отмена перекрестного субсидирования.  Во-вторых, создание прозрачной системы формирования транспортного тарифа, который сейчас устанавливается ФАС России на основе затратного метода.

Объем биржевых торгов газом за январь — май 2016 г. увеличился в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году. Согласно постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 323 до 17,5 млрд. куб. метров в год может продаваться на бирже. Однако эти объемы продаж пока недостижимы.

Несмотря на положительную динамику, российская газовая площадка находится на начальной стадии формирования конкурентного рынка по сравнению с уровнем развития газовых биржевых индексов в некоторых развитых странах (например, индекса Henry Hub в США и NBP в Великобритании): у российского индекса остается ряд ключевых проблем, тормозящих дальнейшее развитие биржевой газовой торговли. Такими проблемами являются узкий круг участников торгов, а также непрозрачность формирования тарифов на использование ГТС. Кроме того, отсутствие виртуального газового рынка для фьючерсных поставок и хеджирования рисков ограничивает рост объемов торгов на физическом рынке.

Представляется что для создания в России системы биржевой торговли, соответствующей практике ведущих мировых товарных бирж, необходимо совершенствование налогового законодательства в части уточнения механизмаопределения размера и порядка уплаты налогов на добавленную стоимость и прибыль при торговле товарными фьючерсами.

В случае отмены монополии за экспорт биржевая торговля газом может существенно вырасти и стать серьезным рыночным индикатором. Сейчас нерезиденты не имеют права участвовать в биржевых торгах в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об организованных торгах» от 21.11.2011 №325-Ф3. В перспективе необходимо разработать комплексную программу развития экспортной торговли газом на бирже.

С мая 2016 г. в Минэнерго находится на согласовании проект совместного с ФАС решения об обязательных объемах продажи нефти и газа на бирже. Предполагается что будет введет обязательный объем продажи газа на бирже, так, для независимых компаний он составит 10%, для экспортеров газа — 6% от производства газа. Однако документ до сих пор не принят.