Юридический и технический аудит соблюдения лицензионных требований
При владении или покупке компании, имеющей лицензию на добычу полезных ископаемых, возникает вопрос оценки правовых рисков, качества и стоимости актива.
Получение лицензии на право пользования недрами это только первый шаг к освоению перспективного участка недр. Перед началом геологоразведочных работ недропользователь должен получить ряд дополнительных разрешений, без которых он не может приступить к поиску, оценке, разведке или добыче полезных ископаемых.
Виды таких разрешительных документов можно разделить на две группы.
Первая группа связана с получением разрешений на пользование недрами, а вторая с правами пользования земельным участком.
Разрешение на проведение работ в целях недропользования зависит от того, к какой категории земли относится земельный участок (до перевода), и требуется ли нарушение поверхностного слоя земли в процессе проведения работ.
Для пользования недрами необходимо:
- оформление геологического отвода (для проведения геологоразведочных работ);
- оформление горного отвода (для добычи полезных ископаемых);
- составление и согласование технического проекта и иной проектной документации по освоению полезных ископаемых.
Для пользования земельным участком должно быть оформлено:
- право собственности или право аренды на земельный участок или сервитут;
- проведена экологическая экспертиза (в указанных законом случаях).
Компания Юрнедра предоставляет новый сервис на рынке: юридический и технический аудит соблюдения лицензионных требований.
Юридический аудит соблюдения лицензионных требований - это правовой анализ соблюдения недропользователем законодательства о недрах и условий лицензирования в отношении лицензионного участка. Такой анализ осуществляется на основании проверки документов.
Не секрет, что документов на лицензионный участок за годы деятельности накапливается много: начиная от решения конкурсной комиссии, правоустанавливающих документов на земельный участок, актами горных отводов, ТЭО и заканчивая документами проверок и отчетами в региональные отделения Роснедр. Мы предлагаем разобраться с состоянием, соответствием и исполнением лицензионных требований и устранить нарушения.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, по следующим основаниям:
- нарушение пользователем недр существенных условий лицензии;
- систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами;
- непредставление пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством о недрах.
По результатам аудита соблюдения лицензионных требований клиенту предоставляется отчет с анализом предпринимательских рисков лицензирования и рекомендациями. Также может быть проведена работа по устранению нарушений лицензирования совместно с клиентом.
Учитывая, что для большинства добывающих компаний лицензионный участок является основным активом, прекращение лицензии по решению государственных органов, может привести к потери бизнеса.
Результаты юридического аудита нужны как владельцам бизнеса, акционерам, руководству компании, так и инвесторам:
- для понимания владельцами и менеджментом реальной ситуации с лицензированием и оценки рисков прекращения лицензии.
- для оценки реальной стоимости лицензии, например, при продаже компании с действующими лицензиями. Такая оценка интересна как владельцу бизнеса, так и покупателю.
- при переоформлении лицензии и переходе прав на участок недр.
В комплекс проведения аудита входит:
1. Документальный правовой аудит документации:
1.0. Лицензия и приложения;
1.1. Геологический отчѐт о разведке участка;
1.2. Протокол заседания экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых;
1.3. Заключение по утверждению запасов;
1.4. Технический проект разработки месторождения;
1.5. Горноотводная документация;
1.6. Статистическая отчетность;
1.7. Протоколы по согласованию планов развития горных работ;
1.8. Оформленные правоустанавливающие документы на земельные участки;
1.9. Проект рекультивации земель;
1.10. Технический проект ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и изменения к нему;
1.11. Анализ выполнения условий лицензионного соглашения.
2. Маркшейдерский (горно-геологический) аудит:
2.0. Проектная документация на производство маркшейдерских работ;
2.1. Маркшейдерская документация (акты маркшейдерских замеров, топопланы, планы оперативные и сводные планы выработок, чертежи вертикальных разрезов, горно-геометрические графики и т.д.);
2.2. Проведение маркшейдерских работ в границах лицензионного участка (горного отвода);
2.3. Оценка современного состояния ведения горных работ;
2.4. Оценка современного состояния движения запасов на предмет соответствия учету государственным балансом.
3. Аудит промышленной безопасности:
3.1.Оценка комплектности и правильности ведения документации (лицензии, проекты, инструкции, экспертизы промышленной безопасности;
3.2. Проверка фактического положения работ на предприятии;
4. Экологический аудит:
4.1. Оценка комплектности и правильности ведения документации (лицензии, проекты, инструкции, экспертизы) по вопросам охраны окружающей среды;
4.2. Проверка фактического положения работ на предприятии с указанием мест нарушения норм и правил законодательства об охране окружающей среды.
5. Технический аудит:
5.1. Оценка состояния парка горной техники и оборудования
Основные задачи комплексного аудита:
- контроль за выполнением условий лицензии в части разведки и добычи полезных ископаемых;
- контроль за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами;
- контроль учета фактических и балансовых запасов полезного ископаемого.
В результате проведенной проверки выдается отчет:
- количественная и качественная оценка состояния ресурсной базы объекта недропользования на дату проведения аудита;
- соблюдение компанией установленного порядка и правил пользования недрами;
- выполнение показателей проектных технико-экономических и технологических документов по геологическому изучению, разведке и разработке месторождения полезных ископаемых;
- ведение работ в соответствии с утвержденными проектными документами;
- выполнение лицензионных условий,
- техническое состояние горнодобывающей и горноперерабатывающей техники,
- правовые риски,
- предложения по устранению выявленных и предупреждению новых нарушений.
- перспективы развития предприятия.
Сроки выполнения работ: 15 - 60 дней, в зависимости от объекта. Стоимость проведения аудита от 250 т.р.