Юридический консультант в недропользовании, <br/> недвижимости, энергетике

Юридический консультант в недропользовании,
недвижимости, энергетике

+7 (964) 799-56-65


обратный звонок

Юридический и технический аудит соблюдения лицензионных требований

При владении или покупке компании, имеющей лицензию на добычу полезных ископаемых, возникает вопрос оценки правовых рисков, качества и стоимости актива. 

Получение лицензии на право пользования недрами это только первый шаг к освоению перспективного участка недр. Перед началом геологоразведочных работ недропользователь должен получить ряд дополнительных разрешений, без которых он не может приступить к поиску, оценке, разведке или добыче полезных ископаемых.

Виды таких разрешительных документов можно разделить на две группы. 

Первая группа связана с получением разрешений на пользование недрами, а вторая с правами пользования земельным участком.

Разрешение на проведение работ в целях недропользования зависит от того, к какой категории земли относится земельный участок (до перевода), и требуется ли нарушение поверхностного слоя земли в процессе проведения работ.

Для пользования недрами необходимо:

- оформление геологического отвода (для проведения геологоразведочных работ);

- оформление горного отвода (для добычи полезных ископаемых);

- составление и согласование технического проекта и иной проектной документации по освоению полезных ископаемых.

Для пользования земельным участком должно быть оформлено:

- право собственности или право аренды на земельный участок или сервитут;

- проведена  экологическая экспертиза (в указанных законом случаях).

Компания Юрнедра предоставляет новый сервис на рынке: юридический и технический аудит соблюдения лицензионных требований. 

Юридический аудит соблюдения лицензионных требований - это правовой анализ соблюдения недропользователем законодательства о недрах и условий лицензирования в отношении лицензионного участка. Такой анализ осуществляется на основании проверки документов. 

Не секрет, что документов на лицензионный участок за годы деятельности накапливается много: начиная от решения конкурсной комиссии, правоустанавливающих документов на земельный участок, актами горных отводов, ТЭО и заканчивая документами проверок и отчетами в региональные отделения Роснедр. Мы предлагаем разобраться с состоянием, соответствием и исполнением лицензионных требований и устранить нарушения. 

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О недрах» право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию,  по следующим основаниям:

  • нарушение пользователем недр существенных условий лицензии;
  • систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами;
  • непредставление пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством о недрах.

По результатам аудита соблюдения лицензионных требований клиенту предоставляется отчет с анализом предпринимательских рисков лицензирования и рекомендациями. Также может быть проведена работа по устранению нарушений лицензирования совместно с клиентом.

Учитывая, что для большинства добывающих компаний лицензионный участок является основным активом, прекращение лицензии по решению государственных органов, может привести к потери бизнеса. 

Результаты юридического аудита нужны как владельцам бизнеса, акционерам, руководству компании, так и инвесторам:

  • для понимания владельцами и менеджментом реальной ситуации с лицензированием и оценки рисков прекращения лицензии.
  • для оценки реальной стоимости лицензии, например, при продаже компании с действующими лицензиями.  Такая оценка интересна как владельцу бизнеса, так и покупателю.
  • при переоформлении лицензии и переходе прав на участок недр.
Для устранения нарушений в области лицензирования могут быть внесены изменения или подготовлены документы, проведена работа с государственными органами и их предписаниями. 

В комплекс проведения аудита входит:

 1. Документальный правовой аудит документации:
1.0. Лицензия и приложения;
1.1. Геологический отчѐт о разведке участка;
1.2. Протокол заседания экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых;
1.3. Заключение по утверждению запасов;

1.4. Технический проект разработки месторождения;
1.5. Горноотводная документация;
1.6. Статистическая отчетность;
1.7. Протоколы по согласованию планов развития горных работ;
1.8. Оформленные правоустанавливающие документы на земельные участки;
1.9. Проект рекультивации земель;
1.10. Технический проект ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин, иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и изменения к нему;
1.11. Анализ выполнения условий лицензионного соглашения.

2. Маркшейдерский (горно-геологический) аудит:

2.0. Проектная документация на производство маркшейдерских работ;
2.1. Маркшейдерская документация (акты маркшейдерских замеров, топопланы, планы оперативные и сводные планы выработок, чертежи вертикальных разрезов, горно-геометрические графики и т.д.);
2.2. Проведение маркшейдерских работ в границах лицензионного участка (горного отвода);
2.3. Оценка современного состояния ведения горных работ;
2.4. Оценка современного состояния движения запасов на предмет соответствия учету государственным балансом.

3. Аудит промышленной безопасности:

3.1.Оценка комплектности и правильности ведения документации (лицензии, проекты, инструкции, экспертизы промышленной безопасности;
3.2. Проверка фактического положения работ на предприятии;

4. Экологический аудит:

4.1. Оценка комплектности и правильности ведения документации (лицензии, проекты, инструкции, экспертизы) по вопросам охраны окружающей среды;
4.2. Проверка фактического положения работ на предприятии с указанием мест нарушения норм и правил законодательства об охране окружающей среды.

5. Технический аудит:

5.1. Оценка состояния парка горной техники и оборудования

◾️Основные задачи комплексного аудита:

- контроль за выполнением условий лицензии в части разведки и добычи полезных ископаемых;
- контроль за исполнением лицензионных условий на недропользование, в части недопущения незаконной переуступки лицензий, безлицензионного (самовольного) пользования недрами, своевременного и правильного внесения платежей за право пользования недрами;
- контроль учета фактических и балансовых запасов полезного ископаемого.

В результате проведенной проверки выдается отчет:
- количественная и качественная оценка состояния ресурсной базы объекта недропользования на дату проведения аудита;
- соблюдение компанией установленного порядка и правил пользования недрами;
- выполнение показателей проектных технико-экономических и технологических документов по геологическому изучению, разведке и разработке месторождения полезных ископаемых;
- ведение работ в соответствии с утвержденными проектными документами;
- выполнение лицензионных условий,
- техническое состояние горнодобывающей и горноперерабатывающей техники,
- правовые риски,
- предложения по устранению выявленных и предупреждению новых нарушений.
- перспективы развития предприятия.

Сроки выполнения работ: 15 - 60 дней, в зависимости от объекта. Стоимость проведения аудита от 250 т.р.


Юридический аудит соблюдения лицензионных требований является уникальной услугой компании Юрнедра.
Более подробно смотрите презентацию.
Компания Юрнедра специализируется на недропользовании и у нас есть большой опыт в аудите соблюдения лицензионных требований и анализе рисков лицензирования. Мы консультируем по сложным ситуациям и помогаем осуществить переход прав на лицензию с минимальными рисками. Наши специалисты готовы проконсультировать по юридическим вопросам, обращайтесь по тел.+7 (964) 799-56-65, +7 (916) 614-56-74. Консультации платные.